Ключевые правки


После многих лет преподавания, и как многие преподаватели аштанги до и после меня, моя методика и отношение к правке со временем изменилось. По моему мнению множество преподавателей аштанги славится своей склонностью чрезмерно править, совершать весьма сильные правки и настаивать на строгих аспектах традиции, вместо культивирования более широких взглядов. Это может походить на критику, но это не так. Сам принадлежа к традиционалистам, я обнаружил массу полезного в следовании системе и в приверженности к обучению практике в традиционном ключе, в котором я учился. Это хорошее начало, но такой подход ограничен.

Спустя какое-то время большинство преподавателей, либо из-за травмы, либо оттого что чересчур много преподают, либо просто для сохранения энергии, будет править меньше и находить иные способы передавать практику студенту. Например, он будет предлагать более мягкие правки и больше времени уделять общению с каждым человеком. Это принесет пользу, как преподавателю, так и студенту, удовлетворяя нужды обоих. Наиболее целостным подходом будет учет нужд и преподавателя и студента.

Общеизвестный пример – правка в Супта Курмасане, или позе лежащей черепахи. В этой позе студенту часто требуется правка от преподавателя из-за ее сложности. И все же, если в этой позе преподавателю нужно ежедневно править 30 студентов, неважно насколько он или она хорошо ее совершают, обычно это начнет доставлять преподавателю растущий дискомфорт. Как преподавателю вам следует время от времени делать перерыв от правки в напряженных позах. Понемногу вы можете требовать, чтобы ваши студенты пытались сделать ее самостоятельно. Это может включать устный совет и указания от вас. Попытка выполнить позу без посторонней помощи – один из лучших способов для студента выяснить свою реальную способность к асане и начать думать над шагами, необходимыми войти в нее без помощи. По большому счету это обязанность преподавателя, чтобы поощрять студента становиться самодостаточным.

И как преподавателю и как студенту мне нравится брать выходной от правок как минимум раз в неделю, когда непосредственные касания либо минимальны, либо отсутствуют. Типично я делаю так по пятницам, когда большинство, если не все студенты, выполняют Первую последовательность.

Имеются способы сохранить энергию и максимизировать каждую правку. Это означает максимальный результат и отсутствие дискомфорта для студента, с минимальным усилием со стороны преподавателя. Один из простых подходов заключается в том, что вы относитесь к любой совершаемой правке, как будто вы сами делаете позу. Пытайтесь удержать чувство своего центра, с соответствующим выстраиванием и глубоким дыханием. Минимизируйте напряжение с своих плечах и максимизируйте осознание в области живота.

Вам никогда не следует терять из виду нужды студентов, стараясь завести их в позу любой ценой. Это означает, что ваша потребность увидеть студента выполнившим позу превосходит его физические возможности, тем самым безмерно повышая риск травмы. Может быть и так, что вы позволяете страстному желанию студента выполнить позу повлиять на себя, когда вам следовало бы предостеречь его, чтобы он отступил назад и “снизил обороты”. Вы также увеличиваете шанс травмироваться самому, если вы чересчур напрягаете силы, пытаясь загнать студента в позу.

Формат, в котором я учился последовательности, имеет, как я называю их, “ключевые правки”. Это те позы, которые типично требуют больше “рукоприкладства” для помощи, правки, которым каждый преподаватель аштанги должен научиться и использовать почаще. Практически все остальные правки вытекают из этих ключевых правок. В Первой Серии есть семь традиционных правок:

1. Прасарита Падоттанасана C
2. Уттхита Хаста Падангуштхасана
3. Пашчимоттанасана
4. Маричасана (все)
5. Супта Курмасана
6. Баддха Конасана
7. Прогибы / Выход в мост из положения стоя

Замечание: так как стойка на руках не является частью Первой последовательности, она была исключена из этого списка.
До открытия новой Шалы в Гокуламе эти правки выполнялись на всех студентах большую часть времени. Если ты мог сделать позу самостоятельно, тебя оставляли в покое. Иначе, ты получал правку каждый день. В былые дни в Лакшмипураме одновременно практиковало только 12 студентов, так что Гуруджи и Шарату было относительно легко добраться до каждого. Сейчас Шалу может заполнять более 50 человек, так что править всех в каждой из этих асан (хотите ли вы того или нет) не представляется возможным. Единственная оставшаяся теперь ключевая правка – это прогибы и финальное надавливание в Пашчимоттанасане.

Ключевые правки в последующих сериях являются самыми распространенными моментами для “рукоприкладства”. Остальные позы в этих последовательностях также могут быть сложными для выполнения, но либо не так часто поправляемы, либо в них просто затруднительно каждый раз править.

Ключевые правки Средней Серии:

1. Пашасана
2. Бхекасана
3. Капотасана
4. последовательность Эка Пада Ширшасаны
5. Пинча Маюрасана / Карандавасана
6. Стойка на голове/руках

Ключевые правки Продвинутой А Серии:

1. Кашьяпасана
2. Пурна Матсьендрасана
3. Виранчасана А
4. Ганда Бхерундасана
5. Супта Триви Крамасана / Триви Крамасана
6. Раджа Капотасана

Ключевые правки Продвинутой В Серии:

1. Мулабандхасана
2. Вришчикасана
3. Шаянасана
4. Буддхасана
5. Эка Пада Капотасана
6. Сама Конасана

Хотя преподаватели йоги Айенгара не уделяют так же много внимания правкам с “рукоприкладством”, как это принято у преподавателей аштанги, они весьма склонны фокусироваться на таких позах, как Тадасана, Триконасана и Шванасана, или собака мордой вверх и вниз. Лично я извлек для себя массу полезного из айенгаровского подхода к правке в этих позах. Многие преподаватели Айенгар йоги для этих поз будут применять пропсы (стену, ремни, кирпичи и стулья), но они также будут использовать мягкое направляющее прикосновение, которое позволит вам удлиняться в нужном месте и дышать свободно. Это может принести больше пользы, чем сильная удерживающая правка, которая вызовет лишь пять натужных дыханий. Однако если правящий будет касаться как бабочка постоянно, это вскоре станет напоминать кучу раздражающих комаров, жужжащих вокруг. Следует соблюдать баланс между легким прикосновением, решительным касанием и полным отсутствием касания!

Мэтью Суинни

Перевод: Дмитрий Барышников

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Ключевые правки / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)