ИНТЕРВЬЮ С МАРКОМ И ДЖОАН ДЕРБИ

ИНТЕРВЬЮ
С МАРКОМ И ДЖОАН ДЕРБИ

Кёльн, 2008г

В честь второго приезда мастеров в Россию мы предлагаем вашему
вниманию выдержки из интервью с сертифицированными учителями Аштанга
Йоги из Канады, которое включено в книгу "Гуруджи глазами своих
учеников".

Расскажите о том, как вы познакомились с Гуруджи?

ДЖОАН: … У меня был билет в Монреаль для вылета через месяц.
Я вернулась на следующий день [чтобы посмотреть], но у меня не было
денег. Я сказала Гуруджи: "У меня нет денег, но я хочу позаниматься".
А он ответил: "Эти французы дадут тебе денег, они все равно
уезжают, так что ты можешь занять их дом". Они жили за [шалой]
в пристройке, так что он попросил их съехать. Я не знала их, они
не знали меня, но Гуруджи попросил их дать мне 100$ и их дом, потому
что я хотела обучаться и не имела денег. Так что все это было весьма
ошеломляюще. Итак, я решила остаться. Когда люди говорят: "Почему
ты решила заняться йогой?", трудно объяснить. Эта та изумительная
манера, которой обладает Гуруджи, из-за чего ты несомненно желаешь
обучаться этой практике, и все именно так и произошло. У меня был
дом для житья, кто-то дал мне денег, а авиабилет в итоге оказался
в мусорной корзине. Вот как я оказалась с Гуруджи, и с того самого
дня я никогда не останавливалась.

А как у вас, Дерби?

ДЕРБИ: … Когда я вернулся туда, то почувствовал, что "теперь
я готов заняться йогой, где же мой учитель?" Несколько учеников
Гуруджи жили со мной в одном отеле. Клифф Барбер, или как мы звали
его тогда "Старая Гора" (Клифф – Гора – прим.пер) – ему
было 48 лет – сказал: "Пойдем, познакомишься с моим учителем".
Итак, я пошел с ним, и Гуруджи позволил мне посмотреть, и в конце
занятия я сказал: "Я бы хотел заняться этой йогой – по чем
она?" И он ответил: "100$". На что я сказал: "Да
я жил в Гоа целый месяц на 100$". Я не пошел к Айенгару, потому
что думал, что это обойдется в кругленькую сумму, так что ситуация
получилась несколько парадоксальная. Так или иначе, я сказал: "Баба,
это слишком много".

"Баба" означает уважение при обращении к индусам. Я сказал:
"Как насчет 75$?", и он отказался. Прошел день и я вернулся
и сказал, что буду практиковать, и он дал мне скидку. Все что я
делал было Сурья Намаскар А, В, Падангуштасана, Падахастасана, Триконасана,
Паршваконасана и затем завершающие позы сидя. Я начал в четверг,
но Гуруджи хотел, чтобы я прозанимался три дня подряд, и поэтому
он сказал мне в пятницу: "Приходи завтра, делай в субботу",
которая традиционно является выходным. Итак, я пришел днем, и он
провел для меня небольшое занятие, и затем я вернулся на следующий
день. Я прозанимался эти три дня плюс следующая неделя. К следующему
воскресенью я был настолько благодарен – у меня все болело, я чувствовал
себя избитым – получить выходной после полутора недель практики.
Дальше это продолжалось по существу в течение трех следующих месяцев,
непрекращающаяся боль в различных частях моего тела. Старая Гора
Барбер был моим наставником. Я мог спрашивать о практике и рассказывать
о том, как себя чувствует мое тело, и он отвечал мне: "Это
нормально: Не попотеешь – не заработаешь (no pain, no gain)".
Джоан приехала через неделю после начала моей практики. Я прервался
на месяц. По возвращению у меня не было боли, и я снова был готов
двигаться дальше, и вот три дня спустя мое плечо выскочило, приехали…

Джоан: Я прошла 5 месяцев внутреннего очищения, немного
позанимавшись простой йогой [школа Шивананда], поэтому мое тело
было готово, для меня это не составило большого труда. Но для Дэрби…
что ни день, с ним что-нибудь происходило, просто невероятно: если
не колено, то тазобедренный сустав, или спина… в какой-то момент
он даже ходил с палочкой. Я же потихоньку корпела над своей практикой,
по одной позе [за раз], и за три месяца сделала всю Первую Серию.

 

Как вы считаете, почему человек продолжает несмотря на боль?

Дерби: Я думаю, это вера в Паттабхи Джойса. На тот момент
я прочитал "Автобиографию Йога", а также атмосфера в Индии
начинала разжигать понимание взаимоотношения учитель/ученик. Итак,
Гуруджи будет моим учителем, он – мой гуру, я сделаю все, что он
скажет, я целиком верю в то, чему он учит. И так и было, я просто
шел с этой верой. И это сработало. Я уехал и через месяц все зажило,
все тело исцелилось в отсутствие заталкивания. Где он заталкивал
меня, теперь я мог входить сам – мне просто требовалось расслабиться
после. Когда я вернулся, это была другая боль, больше от растягивания,
это не было той суровой "ломкой", то есть это изменилось.

Вы обладали очень сильной преданностью Гуруджи. Можете ли
рассказать об этом?

Джоан:
Когда я обучалась с ним, это было очень лично. Нас в комнате было
двое, а он сидел на этом маленьком стуле, и ты знал, что его глаза
следят за тобой, что бы ты ни делал. Если тебе требовалась помощь,
он был рядом. Он обладал очень сильным присутствием, и ты просто
делал все, что он скажет. Даже в нашей жизни он принимал решения
для нас очень легко. Он всегда был рядом, практически как движущая
сила, понимаете? По прошествие двух лет мы уехали на год в Австралию,
а затем вернулись и пробыли еще два года.

И вы обучались с Гуруджи все это время?

Джоан: Непрерывно.

Дерби: Я попросил Шиву дать мне гуру, учителя йоги. И я
просто почувствовал, что Шива или Бог, называйте это, как хотите,
сказал: "Ок, он – тот самый". По его желанию я обыкновенно
приходил в шалу, чтобы ассистировать ему на одном из вечерних занятий.
Когда я пытался помогать индусам и править их так же, как Гуруджи
правил бы меня, тогда он смотрел на меня и восклицал: "Нет,
нет, нет, не так". Его правки для индусов отличались от того,
как он правил западных людей. Западные люди были там для практики
йоги, больше ни для чего. Вся наша жизнь крутилась вокруг практики
и подготовки к завтрашней практике. В то время как индусы были подобны
современным западным людям, ходящим на йогу: они работают днем,
они приходят и берут занятие по йоге. Тебе нельзя запихивать этих
людей тем же способом. Я не знал этого, и мой первый опыт работы
в качестве профессионального преподавателя в Австралии был катастрофой,
потому что я обучал так же, как учил меня Гуруджи. Мне передали
класс с 30 человеками, а спустя месяц осталось 4.
Затем когда он отправился в Америку, он пригласил меня присмотреть
за шалой, но также он попросил об этом и индуса. Занимающихся было
не особо много, и так как он был индусом и понимал их язык, он совершал
правки, а мне стало скучно. Но когда я помог парочке индусов опуститься
в мост, они признали меня в качестве своего учителя.

Вы сказали, что весь день напролет ваш ум целиком был сосредоточен
на практике в протяжение 4 лет.

Джоан: Да, вы бы нас только видели. Даже когда мы уезжали
в Австралию в перерыве. Я забеременела и не хотела останавливаться,
так как все мое внимание было собрано на выполнении моей практики,
утром или днем, как получится, и я чувствовала себя так хорошо,
делая эту практику, что, забеременев, я просто продолжала, как ни
в чем не бывало. К моменту, когда я сообщила Гуруджи о своей беременности,
я была уже практически на пятом месяце.

 

Дерби: Сперва она подумала, что страдает запором.

Джоан: У меня были месячные, чуть-чуть крови, не очень много,
но я подумала, что это были мои месячные.

Дерби: В этот раз я прошел 5 месяцев практики, и у меня
была проблема с коленом. К концу третьего месяца мое колено не прошло.
Гуруджи сказал: "Останься еще на месяц и посмотри, что будет
с коленом". Я остался еще на месяц, но оно так и не было вылечено
должным образом, и он сказал побудь еще один месяц, так что я остался
еще на месяц, и в этот месяц все было очень, очень хорошо. К концу
занятия у меня получилось сесть и войти в Падмасану. А Гуруджи был
передо мной, и он сложил свои ладони вместе в положение молитвы
и сказал "спасибо". После этого месяца я сказал: "Ну,
все, я еду домой".

Джоан: Он не мог больше этого вынести, я же просто не могла
уехать. Мне не было больно, я хотела узнать больше. Мы были точь-в-точь
черепаха и заяц (см.сказки Эзопа – прим.пер.) Я просто бороздила
по своей практике.

Вы шли в одном темпе?

Джоан: Да. Но он сталкивался с травмами, так что к моменту
его возвращения я оказывалась слегка впереди, а он затем догонял.

Он сказал вам делать стойку на голове в течение часа?

Джоан: Это любопытная история. Я делала стойку на голове
и после десяти дыханий он подходил и приподнимал мои стопы, чтобы
я могла научиться тому, как поднимать голову. Поэтому я не опускалась
из стойки на голове до тех пор, пока он не приподнимал меня. По
началу 10 дыханий, затем 15, затем 5 минут, 10 минут, а затем я
находилась в ней полчаса, долго. Однажды я простояла уже полчаса
и услышала, как звонит телефон и Амма разговаривает неподалеку,
а Сарасвати и все пришли в возбуждение, и мне стало интересно, что
же случилось. Им поступил важный звонок из Америки. Он совершенно
забыл про меня. И вот я там, упрямая, не опускаюсь, пока Гуруджи
не вернется. Итак, он приходит назад, видит меня, смотрит на часы
и говорит: "Один час! Прекрасно! Теперь ты делаешь час".

Вы
продолжаете делать в течение часа?

Джоан: Нет, у меня не было времени. Когда я вернулась в
2000, я делала полчаса.

Можете ли вы рассказать, испытывали ли вы какие-нибудь особенные
результаты от такой продолжительной стойки на голове?

Джоан: Я бы сказала, что особенно когда мы делали длинную
практику, типа 3-х часовой. Мы начинали с пятнадцати минутной практики,
но через несколько лет мы делали Начальную, Среднюю, Продвинутую
А и практически В, а затем стойку на голове, так что это было 3-х
часовой практикой. Мы начинали с Начальной и Средней; затем Начальная,
Средняя и Продвинутая; позже он убрал Начальную и остались Средняя,
Продвинутая и все более продвинутые.

Дерби: Первые два года мы не выбрасывали ни одной позы;
Начальная, Средняя, Продвинутые – и это не те же продвинутые, которые
они делают теперь. Я думаю, он адоптировал их под нас, потому что
на тот период были иные Продвинутые последовательности. Практика
Джоан занимала почти четыре часа, а моя – три.

То есть у вас ни на что другое не было времени.

Джоан: Часовая стойка на голове оказывала очень благотворное
воздействие. Она была такой расслабляющей. Именно поэтому я никогда
не сталкивалась с болью, потому что нахождение на голове в течение
часа расслабляло все, твой ум становится практически пустым.

Наверное, вам было достаточно нелегко оставить стиль жизни
хиппи.

Дерби: Ну, мне нужно было работать.

Джоан: С этим все было просто. Мой зять пригласил его работать
уже на следующее утро.

Дерби: Он был директором компании и у него имелась для меня
работа, и когда появились подходящие позиции, мне был дал приоритет,
так что я приступил к зарабатыванию денег и стал больше походить
на бизнесмена. Я стал играть в гольф вместо занятий йогой.

Сколько времени прошло до того, как вы прекратили заниматься
йогой?

Дерби: Это происходило постепенно. Я делал свою практику,
затем работал. Я прекратил делать Продвинутые, затем прекратил делать
Среднюю, и практиковать стал не каждый день. У меня не было достаточно
уверенности, чтобы преподавать. Я провел демонстрацию в Харе Кришна
Центре. Шандор, который был уже достаточно авторитетен, прослышал
об этом. Он собирался в Индию, и сказал: "Присмотри за моей
школой, пока я съезжу в Индию". Итак, да, через месяц преподавания
30 занимающимся, у меня осталось лишь 4. Он даже вернулся раньше,
так как, мне кажется, кто-то сказал ему, что я уменьшаю число его
учеников.

Джоан: Мы ходили посмотреть несколько школ в Канаде, и они
все были в стиле Шивананда. Они слышать не хотели об этом, говоря:
"Вы просто хотите покрасоваться", так что с этим было
не очень хорошо. Для Канады еще было слишком рано этим заниматься.
Даже в Америке это заняло много времени.

А вы продолжили практиковать?

Джоан: Дольше чем Дерби, потому что я сидела дома с детьми.
Я сохранила ее немного дольше Дерби, но в течение трех лет времени
для практики оставалось все меньше и меньше.

И прошло еще 12 лет прежде чем вы снова увиделись с Гуруджи?

Дерби: В 1997 меня уволили, что значило получение полугодового
выходного пособия и год без работы. Так что уже на следующий день
я начал свою практику йоги. Если ты не поддерживаешь контакт с гуру,
ты, вроде как, теряешь связь с практикой. И это могло быть своеобразным
благословением. Мы так интенсивно занимались этой практикой, что,
вероятно, просто поломали бы свои тела. К моменту, когда мы снова
вернулись к йоге, было гораздо больше внимания к выстраиванию. На
самом деле я помню, когда я впервые начал, я ощущал конфликт между
Айенгаром, у которого было выстраивание, и Паттабхи Джойсом, чьим
методом была виньяса йога. Было так, что, вроде, как мы не связываемся
с выстраиванием, а они не связываются с нами. Но время шло, и обе
стороны стали брать друг от друга. Я думаю, именно это нас и спасло.
Я посетил семинар Ричарда Фримана, где он рассказывал о выстраивании
нечто, что нам никогда не доводилось слышать. Я решил отправиться
в Колорадо. Я провел месяц с Ричардом в Колорадо. В дальнейшем у
меня был знакомый, который пришел из направления Айенгара, и мы
работали вместе и начали объединять, и я думаю, именно это и спасло
меня впоследствии.
Если мы просто постоянно гнемся в одном месте, выполняя позы, в
конце концов, оно сломается. Если вы продолжаете гнуть его в одном
месте подобно вешалке для плаща, вот что случится, и, вероятно,
именно это и произошло с моим телом.

Джоан: Когда мы были в Гокарне у тебя была грыжа, я уверена.
Он не мог даже встать и передвигался на коленях, не способный согнуться.

Дерби:
И это прошло, и я снова был в порядке. Я сорвал колено в Мастере,
но это никак не было связано с Гуруджи. Я просто учился делать Джана
Ширшасану С и наблюдал за моим другом Старым Клиффом Барбером, а
он делал Виранчасану В, в которой нужно перевалиться через стопу.
Я лишь новичок, и я перевернул свою стопу, и вот так я сломал свое
колено. К счастью, Гуруджи был там и слышал, как оно щелкнуло. Я
не собирался останавливаться. Мое колено вылетало каждый день. На
третий день он сказал, хватит, ты больше не делаешь поз со сгибанием
колена. Именно тогда он попросил меня оставаться, пока мое колено
не зажило.

Вы рассказываете о том, как запихивать себя, а каково быть
запихиваемым Гуруджи?

Дерби: Метод Гуруджи, из того, что я знаю, и я видел это
в моем собственном обучении, в том, что когда вы даете кому-то новую
позу, тело человека понятия не имеет о том, что происходит, поэтому
тело остается очень расслабленным. Он заталкивает вас в эту позу
до максимума, на который способно тело, максимума, на который вы
способны. На следующий день он знает, что ваше тело может туда войти,
но на этот раз ваше тело говорит: "Я не хочу туда идти, потому
что это было страшно". Он все равно заведет вас туда, вы все
равно окажетесь в той же точке, хотя ваше тело и будет так реагировать,
а из-за такого сопротивления вы будете ощущать боль. Если бы у вас
не было этого сопротивления, вы могли бы продолжать. И он будет
заталкивать вас до тех пор, пока тело не сдастся, и тогда вы сможете
войти в позу. Я полагаю, это его метод.

Вы понимаете, почему так происходит?

Дерби: Тело говорит: "Я не хотело делать это".

Джоан: Но происходит ли это на ментальном или физическом
плане?

Дерби: Тело растянулось, а затем ему нужно стать мягче и
расслабиться. Если кто-то надавливает на вас, а вы не делаете этого
в течение месяца, на вас нужно будет снова надавить. Поэтому если
на вас надавливают каждый день, как в методе Гуруджи, в конце концов,
тело станет мягче в том месте, в котором уже и так было мягким.

Джоан: Да, но раз было легко выполнять в первый раз, почему
же будет сложно во второй?

Дерби: Потому что ты действительно растянул все больше,
чем оно привыкло, и ему требуется время зажить. А если ты не даешь
ему времени зажить, оно будет сопротивляться этой растяжке.
То есть тело на самом деле не до конца раскрыто для выполнения позы,
но нет сопротивления, затем когда тело заталкивают до этой точки,
тогда тело реагирует и пытается защитить себя от чрезмерного раскрытия.

Дерби: Да. Я помогал ученикам в первый раз, на следующий
день у них это не получалось. Метод Гуруджи в том, что он заставит
вас сделать это. Западные люди несколько сбрасывают скорость, в
то время как лучшим методом будет стараться и продолжать это выполнять.

А вы смотрите на это иначе?

Джоан: Моей главной проблемой всегда была моя сила, но Гуруджи
никогда об этом не беспокоился, и она набралась сама. Дерби всегда
говорил, что мои балансы на руках были лучше, чем его, потому что
для меня это была просто точка равновесия. Это даже не сила, это
баланс. Гуруджи тренировал меня. Он просто держал меня за большой
палец ноги и заставлял меня найти идеальную точку равновесия. А
остальное лишь в том, чтобы забраться туда и сделать. В те времена
они не заморачивались Чатуранга виньясой, удерживая ее по 15, 20
дыханий. В основном, мы двигались в быстром потоке.

Дерби:
Боль была там, как у начинающего. Боль изменилась, когда я перешел
к Продвинутым. Даже выполнение Продвинутых вызывало боль, но она
больше была болезненной чувствительностью от новых поз. Это не было
болью начинающего, ломкой и растяжением.
Когда я обучал, они спрашивали меня: "Сколько у вас заняло
обучение Эка Пада Ширшасане?" И я отвечал: "Гуруджи подошел,
и мы ее сделали". Так что метод Гуруджи – в начале заталкивать,
и в итоге он давал нам позы, которые мы были готовы делать. Мы не
сколько учились им, а скорее когда мы были готовы, мы могли их делать.

Это ключевой момент в учителе, знать, когда ученик готов.

Джоан: Мы все обучались разным Продвинутым. Теперь это те
самые А, В, С или первая, вторая, третья, но в те дни, я думаю,
он видел твои сильные стороны и просто давал позы.
Сегодня люди настолько одержимы последовательностью, которой он
обучал вас в столь индивидуальной манере.

Дерби: Насколько мне известно, сейчас, когда вы переходите
к Средней, вам нужно уметь вставать из Урдхва Дханурасаны. Мы обучались
Начальной и Средней, а затем переходя к Продвинутой мы тогда получали
Урдхва Дханурасану, и нам даже не требовалось вставать из нее.
И я думаю, это следствие большого числа приезжающих. У них нет времени,
поэтому они усложнили практику и уменьшили число дыханий с 8 до
5. Некоторые из поз, которые мы удерживали 5 дыханий, теперь отсутствуют,
они остались в виде переходов.

Джоан: В то время нас было раз-два и обчелся. Теперь же
350 человек.

А Начальная и Средняя Последовательности в то время тоже
отличались?

Есть незначительное отличие, главным образом в стоячих позах.

Дерби: Мы не изучали скрученный треугольник или скрученную
Паршваконасану, когда были начинающими. Уттхита Хаста Падангуштасана
и Ардха Баддха Падмоттанасана вместо начала были в конце Начальной
Последовательности – после Сету Бандхасаны – затем мы делали Уттхита
Хасту, в чем был смысл, потому что у вас, как у начинающего, не
достаточно силы стоять на одной ноге, а другую отводить в сторону.
Легче обучаться этому в Супта Падангуштасане. Даже Ардха Баддха
Падмоттанасана, стоять на одной ноге и наклоняться, достаточно опасно.
Сперва тебя обучали Начальной, и у тебя была сила 10-12 недель практики,
прежде, чем появлялись новые позы.

Так если точная последовательность – не самое важное…

Дерби: Последовательность соблюдается, разница лишь в незначительных
деталях. Типа, что стоячая Триконасана со скруткой в сторону не
является позой для начинающих. Ее дали, когда мы уже больше прошли
в Средней. Если вы начинающий, который наблюдает за продвинутым
учеником, и копируете с него… Я думаю, именно так и случилось, когда
так много людей стало приезжать в Мастер, Гуруджи просто сдался
и сказал: "Окей, все теперь ее делают", и поставил ее
в Начальную Последовательность.

Джоан: Кроме мелких изменений, я помню лишь Скорпиона в
Средней. Мы делали Пинча Маюрасану, Карандавасану и Скорпиона. За
исключением этого, Средняя не поменялась; Начальная тоже. Так что
Начальная и Средняя на 90 процентов те же.

Джоан: Гуруджи никогда не проводил для нас лед-классы. За
все время в Мастере я не слышала о них.

Дерби: Мне кажется, он провел для нас один, два когда он
вернулся из Америки, и мы однажды сделали его и сказали: "О,
это забавно". И мы сделали его на другой день и подумали: "Хватит,
Гуруджи. Давайте вернемся обратно к практике Мастеров".

Как вы себя ощущали по возвращению в Мастер (через 15 лет
в 2000г.)

Джоан: Было интересно, потому что мы увидели, насколько
много людей ждали в очереди.

Дерби: Весьма забавно, на самом деле.

Он все еще оставался в старой шале?

Дерби: Да, в первый раз.

Каково это было приступить к тому же уровню практики после
всех эти лет перерыва?

Джоан: Мы были несколько шокированы, потому что мы думали,
будет просто. Мы делали это раньше, мы сможем сделать это снова.
Но на деле вышло иначе, так как наши тела не желали отвечать так,
как они делали 20 лет назад.

Так какой же была ваша программа?

Джоан: Мы вновь начали с Начальной, что было нормально.

Дерби: Затем постепенно Средняя…

Джоан: Но в Средней я уже мог почувствовать, что Капотасана
уже не та, какой была, и Эка Пада Ширшасана, ноги не желали уходить
туда так же легко. Я осознала, что все это не так просто, как было
раньше.
Оглядываясь назад в прошлое, я бы хотела практиковать дольше, потому
что в этот раз я серьезно травмировалась и именно тогда я получила
больную спину, плечи, бессонные ночи полные боли, которой у меня
не было в прошлом.

Но
теперь это прекратилось. Сколько это заняло?

Джоан: Это заняло годы. Мне пришлось много потрудиться над
своими плечами. Я много лет проработала за компьютером. Я прикладывала
все свои усилия к пояснице, так что тогда мне пришлось учиться раскрывать
другие части тела, когда у меня появилась некоторая боль в пояснице.

Дерби: Знаешь, гибкость уже никогда не была такой, как прежде.

Джоан: Конечно. 56 лет, а он все огорчается по этому поводу…

Дерби: Это иная практика.

Джоан: Да, я знаю, но иногда так хочется…

Дерби: Я бы хотел поставить свои стопы на свою голову. Практика
является более внутренней. Прежде она была больше, давайте сделаем
позу, любую позу, любой прогиб. Теперь у меня начинает появляется
желание понять то, что я чувствую внутри позы и, как я могу получить
энергию, идущую из одного конца моего тела, и продолжить эту энергию
в другой конец. Так что это уже больше наблюдение за нади или меридианами
и понимание того, как имеется соединение между большим пальцем ноги
и передней стороной промежности. Когда я беру мизинец ноги, соединение
проходит по другой стороне ноги и приходит к задней стороне этой
области. Итак, учитывая это, я знаю, что когда я растягиваю свои
стопы, я установлю соединение с промежностью за счет моих пальцев
ног. Соединение такого рода.

Это личный опыт, нечто открытое вами.

Дерби: Общение с людьми, немного чтения книг, и затем просто
ощущая это в своем собственном теле. Если ты хочешь поднять руку
и соединиться и добиться полного вытяжения, то лучше убедись в том,
что ты поднимаешь от мизинца, даже если хочешь соединиться со всей
ладонью. Если ты поднимаешь от мизинца, то можешь почувствовать
соединение, идущее от спины в лопатки. Но если ты поднимаешь от
указательного или большого пальца, то ощущение идет к передней стороне
плеч, иначе. Но многие люди этого не знают. От подъема рук они получают
эти забитые плечи. А я знаю, я делал это на занятиях, поднимайте
за счет мизинца, и соединение приходит к спине. Так что это эксперименты
в позах, наблюдая и говоря: "Окей, куда теперь направляется
энергия?" Это долгий процесс.

То есть это становится более тонким.

Дерби: Становится более тонким, когда вы начинаете больше
обращать внимания на бандхи и то, как бандхи работают. Я интересовался
цигуном и видами поз в цигуне, которым занимается мой сын. На занятии
мы всем давали практику цигуна, и старались использовать те мышцы
в понимании уддияна бандхи с физической точки зрения. И ведь еще
остается духовный аспект, где работа ведется больше с чакрами, звуками
чакр, вибрациями в чакрах – также используя это в практике Аштанги.
Многие разы, когда я делаю свою практику, я вдыхаю и повторяю (рецитирую
мантру) и использую очень длинный Ом, и ощущаю те вибрации в теле,
и это раскрывает тело. Это позволяет телу стать мягче. Оно постоянно
изменяется, это всегда что-то полезное и значительное. Я просто
получаю столько удовольствия от этого, просто обожаю эту практику.
Гуруджи всегда был для меня как учитель, а также выступая в роли
некого отца. Это любопытная история, однажды он поехал в Мадрас
для получения визы, так что он отсутствовал несколько дней, а мы
остались одни, чтобы заниматься самостоятельно. И насколько я помню,
вместе со мной тогда практиковали Бред Ремси и Гэри Лапедота, и
у меня были проблемы с коленом. Гуруджи не должно было быть еще
до следующего дня, и поэтому я решил сделать выходной. И случилось,
что Гуруджи вернулся, а я не пришел на занятие. Он послал кого-то,
чтобы вызвать меня на занятие. Я просто ничего не мог скрыть от
этого человека.

Он лишь претворялся, что уехал.

Дерби: Ага, и мой сын, который приехал практиковать много
лет спустя, был не в настроении, чтобы заниматься, и сказал: "Я
просто сделаю половину Первой Серии", на что Гуруджи дал добро,
то есть его отношение теперь настолько отличается от былого.

Джоан: Когда я была там с 2001 по 2006, мне казалось, что
он по-настоящему строг со мной, потому что я могла видеть всех его
новых занимающихся, которые могли делать все, что хотели. Если они
чувствовали себя нехорошо, они шли домой. А я, о Боже! Я приезжала
с высокой температурой, а он касался меня: "Нет жара, ты –
делай!", и мне приходилось выполнять Продвинутые четырежды
в неделю. Почему я – самая старая из присутствующих – работаю усерднее,
чем любые из этих новоприбывших. Он всегда круто с нами обращался.

Потому что он любил вас.

Дерби: Вот именно об этом я и говорю. Он был крут и строг
в таком любящем отношении.

Джоан: Нам с ним ничего не сходило с рук.

Дерби: Он был учителем.
Иногда я чувствовал себя просто убитым. Из уважения ты делаешь,
ты никогда не задаешь вопросы. Ты никогда даже не говорил: "Ну,
Гуруджи, мне сегодня нездоровится". Лишь однажды он позволил
мне сделать что-то еще. Я простудился. Я не мог дышать, и в тот
момент он обучал Гэри фул-виньясе. Я сказал: "Гуруджи, я простудился,
я чувствую себя нехорошо, может быть, сегодня я могу сделать фул-виньясу?"
Он был двумя руками "за", и даже более того, он заставил
меня выполнять фул-виньясу со всем.

А
он дал Гэри практику фул-виньясы из-за того, что Гэри был столь
энергичен, и Гуруджи почувствовал, что ему необходимо что-то большее?

Дерби: Я думаю, Гэри слышал о ней, а я, вроде как, наблюдал,
и подумал: "Но я не решусь спросить Гуруджи". И только,
когда я так сильно простудился и не мог дышат, тогда я спросил его,
можно ли мне ее практиковать. Он был очень рад и ответил: "О
да, ты – делай". Он хотел обучать ей.

Джоан: Но впоследствии в 2000 мы услышали, что он говорил
людям не делать фул-виньясу, так как она сильно нагружает сердце.
Скорее всего, она хорошо подходила для молодежи, которая обучалась.

Дерби: От выполнения ее я быстро стал очень сильным.

А Гуруджи когда-нибудь обучал вас философии?

Джоан: Нет. Похоже, что его задачей было научить нас асанам,
а все остальное было на нашей совести. Он часто упоминает дхарму,
ямы, ниямы. Он определенно желает, чтобы мы знали обо всех этих
вещах, но иногда у меня создается впечатление, что он поставил на
нас крест, так как видит сколько всего творится в Мастере. То, как
люди живут на Западе, то, как они ведут себя, это подобно следующему:
"Выполняй свою практику и, в конце концов, со временем ты возможно
поймешь что такое ямы и ниямы". Это по-своему расстраивает
его, потому что он обучает всех этих людей этому прекрасному дару.
Он дает его всем нам, как ключ к сокровищу, но никто не использует
его правильно. Он обучает нас тому, чему должен обучать, но это
он оставляет на наше усмотрение. Как он говорит, у отца есть дети,
но дети ведут себя крайне распущено и идут пить в бары, и отец не
рад, но что он может поделать? Он старается изо всех сил. Он никогда
не учил нас, но он всегда упоминал Бхагавад Гиту, Йога Сутры Патанджали.
Он давал нам небольшие наставления по ним, совсем немного, лишь
столько, чтобы нам стало любопытно. Я помню, как в один из дней
он сказал нам: "Вы учите Бхагавад Гиту наизусть". Это
в некотором роде было веянием в 2000г. Ты тратишь год, уча одну
главу, и после этого бросаешь. Так что он хотел нас заинтересовать.

Чему на ваш взгляд он обучает кроме асан? Что выражает его
учение?

Джоан: Для него Аштанга не просто имя. В простых словах
он говорил нам: "Выполняйте свои ямы и ниямы". Для него
это очень просто, это часть его жизни, знаете ли. Семейная жизнь
для него очень важна. Вам следует сначала разобраться с этим, затем
уже с асаной. Пранаяма также является одной из сильных сторон его
обучения, но она предназначается лишь для единиц, когда они делают
Продвинутые, и он знает, что они готовы к ней. Чтобы уметь делать
пранаяму и сидеть там полчаса, и чтобы получалось контролировать
свое дыхание и бандхи… Я уверена, что если вы можете выполнять эту
практику, эти пять уровней – ямы, ниямы, асана, пранаяма, бандха
– тогда вы становитесь готовы к следующему этапу. Но большинство
из нас не дотягивают, так что мы даже не можем добраться до пранаямы.
Таким образом, это название "Аштанга Йога" – больше, чем
просто название. Докопайтесь до сути практики аштанги, не концентрируйтесь
только на асанах. Асана – это фундамент. Как минимум, вы можете
оставаться здоровыми. Если вы не тяните ямы и ниямы, вы можете вернуться
к тому, что вам понятно. Ваше тело будет сильным, и если вы будете
усердно работать с этим, в итоге вы перейдете на более высокий уровень.
Асаны – важны, но это не всё.

Дерби: Особенно эта практики. Это – практика. По началу
она веселая. Но если вам приходится делать ее каждый день, вы начинаете
смотреть на себя. В некоторые дни вам неохота этим заниматься, в
другие дни вы чувствуете себя энергичными, но если вы занимаетесь
ею каждый день, тогда вы преодолеете эти барьеры. Гуруджи говорит
нам обладать этой верой – верить в Бога, следовать ямам и ниямам,
иметь эту преданность, чтобы верить, а затем практиковать – затем,
он говорит, вещи станут происходить.

Дерби: Ты должен начать смотреть на себя, смотреть внутрь.
Выводить эти эмоции, которые там, те глубоко засевшие страхи. Вы
обладаете убеждениями и концепциями, с которыми вам нужно расстаться,
и так вы обретаете духовную силу.

Джоан: Ну, вам придется, иначе нет смысла делать все эти
асаны каждое утро. Это непросто. Никто из тех, кого я знаю, не любит
вставать каждое утро в 5 или в 6, чтобы позаниматься час-полтора.
Вам нужна строгая дисциплина. Это очень усиливает и упрочивает.

Дерби: Гораздо проще просыпаться и идти играть в гольф.

Джоан: Или ездить на велосипеде. Веселее пойти покататься
часок, чем делать эту практику.

Вы всегда делаете одно и то же.

Джоан: Мы постоянно открываем что-то новое. Когда мы только
начинали, мы едва ли что-то слышали про мула бандху.

Дерби: Я продолжаю исследовать бандхи. Я обнаружил мула
бандху три раза за один месяц. Я думал, у меня есть мула бандха,
но теперь у меня есть мула бандха, и я подумал, что… ТЕПЕРЬ у меня
есть мула бандха.

Что же такого в том, чтобы изо дня в день делать одно и то
же, что помогает вам лучше понять и познать себя?

Джоан: Вам нет нужды беспокоится о том, что вы делаете каждый
день. Это уже задано. Это подобно вхождению в дверь. Каждый день
ты входишь в свою маленькую внутреннюю комнату, и ты постоянно открываешь
новые вещи. Вас не должен волновать внешний вид практики. Но нам
повезло, что у нас есть Начальная, Средняя и Продвинутые. У нас
есть выбор.

Дерби: Разнообразие. Я помню, когда в Мастере на практике
в четверг мы пили кокосы и приговаривали: "О, слава Богу, завтра
пятница и будет только Первая Серия", а люди смотрели на нас
и отвечали: "Мы делаем Первую Серию каждый день".
Если ты делаешь ее год за годом, тебе следует смотреть на что-то
еще, кроме практики. Нечто приходит от ее выполнения. Она содержит
в себе очищение.

Джоан: О да, определенно, это непрерывное очищение, потому
что ты все время выводишь наружу столько мусора. Это как ежедневная
уборка, почти как почистить зубы каждый день.

Что вы скажете о яме и нияме?

Джоан: Если вы придаете так много значения асане и забываете
об остальных частях йоги, я считаю это печальным. Полная задача
не в показухе, чтобы впечатлить или что-то еще. Вы делаете это для
себя: вы хотите что-то изменить в своей жизни и стать лучше, вы
желаете совершенствоваться, хотите достигнуть некого более высокого
уровня сознания через эту практику. На Западе иногда вы можете встретить
людей, которые придают слишком много значения асанам и хотят подтянутое,
хорошо выглядящее тело, но забывают обо всем остальном.

Дерби: Очень часто все, чему учат – лишь асана.

Джоан: В фитнес центрах это действительно все, чему обучают.
Люди, начинающие заниматься йогой в йога центрах, не в фитнес центрах,
приходят с намерением узнать больше. Таким образом, асана помогает
вам, когда вы начинаете, и если вы пришли с хорошими намерениями,
тогда эти намерения начинают улучшаться. Вы можете читать философию
или Йога Сутры и начать понимать, я думаю, все знают, что хорошо,
а что плохо.

Джоан: Также верно и то, что как ни важно знать философию,
именно практика успокоит ваш ум. По сути, вы хотите успокоить свой
ум. Если вы стараетесь больше философствовать вместо успокаивания
ума и остановки мыслей, то будете думать в три раза больше.

Хотели ли бы что-нибудь еще добавить?

Дерби/Джоан: Верьте.

Дерби: Просто верьте и будьте с практикой. Когда я готов
для чего-нибудь, оно раскрывается.

Гай Донахай

Перевод: Дмитрий Барышников

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал. / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)