От Эдди Стерна

Предисловие к книге "Гуру глазами своих учеников"

Эдвард Стерн — одна из важных фигур мира аштанги. Он известен
за английское издание "Йога Малы", участие в съемках видео
разных серий "Паттабхи Джойс и 6 учеников", за шалу-храм
в Нью-Йорке, а также за свою крайнюю скромность. Он не позволяет
фотографировать себя и в целом очень мало проявляется в социальном
плане. Если вдруг вы найдете его фото, пожалуйста, поделитесь -_-

Моя индийская подруга Харини, жительница Мастера, поделилась со
мной историей, которую ей рассказал бывший сосед Доресвами Айенгар,
служивший в 1930-х гг. советником при махарадже Мастера. Однажды
Доресвами проходил мимо в сопровождении своих сыновей. Его сыновья,
которые раньше были тучными, очень сильно похудели, и Харини обратила
на это внимание. "Вы отлично выглядите!" — сказала она
им. "Да, мы занимаемся йогой," — ответили они. И вот,
что Доресвами рассказал Харини: "В 1940-е и 50-е гг. во время
Рамы-Навами [9-тидневный праздник поклонения Лорду Раме] в Мастере
повсюду устанавливали подмостки, чтобы дать возможность выступить
музыкантам, поэтам, певцам и актерам. Мы с Паттабхи Джойсом жили
на одной улице. Во время Рамы-Навами он всегда забирался на сцену
и начинал делать все асаны. Он ходил на руках, прыгая туда-сюда,
скручиваясь, вращаясь, поворачиваясь по кругу. Мы с друзьями часто
говорили: "И что это делает этот Паттабхи? Он прыгает как обезьяна,
какая польза от всего этого?" Тогда мы не воспринимали его
серьезно. Но сейчас мы смотрим на него и думаем: посмотри, каким
великим он стал, какие у него знания и слава, как много он делает
для распространения йоги во всем мире. Йога всегда была для нас,
индусов, частью нашей культуры, но до сих пор мы едва ли знали о
ее величии и мощи, во что Паттабхи никогда не переставал верить".

Подобные вдохновляющие рассказы напоминают нам об абсолютной преданности,
которую Паттабхи Джойс проявлял по отношению к аштанге, начиная
с 1927 года. Здесь, на Западе, мы иногда забываем, что в Индии к
йоге не всегда относились с уважением. По сути, основное население
воспринимало йогу как занятие либо для монахов и отшельников, либо
для жуликов и магов. Когда я полетел в Индию в первый раз, в 1988
году, с намерением изучать йогу, я совсем ничего не знал ни о культуре,
ни о географии, ни об основных принципах, которые легли в основу
индийских философских течений. Мои знания в йоге были очень скудны.
Я предполагал, что все индусы должны практиковать йогу и был удивлен,
когда обнаружил совсем иное. Хотя я встретил много поистине мудрых
и набожных людей, олицетворявших собой всеобщую доброту, мало, кто
из индусов, занимался йогой. Даже в 1991 году, когда Гай Донахай
и я начали обучение у Паттабхи Джойса в Мастере, йога все еще не
получила того культурного признания, которое она имеет сейчас в
Индии и западном мире. Отвечая на вопросы индусов о цели моего пребывания
в Индии, я говорил, что прилетел изучать йогу, на что большинство
реагировало следующим замечанием: "А, йога. Очень хорошо для
здоровья". Несомненно, в поиске некоего духовного понимания
полезно и даже необходимо укреплять свое общее состояние. Но все
же именно духовный поиск, а не здоровье, обычно служил для многих
из нас, родившихся в западной культуре, тем импульсом, благодаря
которому мы оказались в Индии.

В 1991 году Индия только начинала выдавать разрешения гражданам
западного мира на въезд в страну. Сельскую местность еще не наводнил
мусор с логотипами Pepsi, Coca-Cola, а также других брендов и фастфуда.
Не всегда было легко найти воду, разлитую и продаваемую в бутылках,
а чтобы добраться до почты, мог понадобиться целый день, ровно как
и для того, чтобы зарезервировать время для телефонных переговоров
или съездить в банк для обмена денег. Все требовало от людей времени
и терпения — то, чего, к сожалению, нам не хватало. Хотя мне не
приходилось сталкиваться с теми трудностями, которые испытывали
прибывшие с Запада в 1970-е гг., все же было много того, к чему
нужно было приспосабливаться. Ванная с горячей водой была невиданной
роскошью, электронной почты еще не было, и мне требовалось несколько
дней, чтобы добраться из моего дома в Нью-Йорке до Мастера. Однако
лишения, с которыми приходилось мириться изо дня в день, с лихвой
компенсировал индийский народ, который был настолько добр и мил,
что этого нельзя было не почувствовать. Не было и дня, чтобы какой-то
незнакомец ни пригласил нас в гости на чай, завтрак, обед, ужин
или на трехдневную свадьбу.

Благодаря ежедневным трудностям, признанию того, как мало нам нужно
материального для счастья, и простоте стиля жизни опыт проживания
в Индии и изучения йоги приобрел для нас еще большую ценность. Я
бережно храню в своей памяти воспоминания о времени, которое мне
посчастливилось провести в Мастере, когда мы даже не подозревали,
что толпы учеников йоги хлынут сюда в ближайшем будущем, после открытия
новой школы Гуруджи в Гокуламе в 2002 году. До этого на протяжении
многих лет мало учеников проходили обучение в Мастере; когда количество
студентов увеличивалось до 20-24, нам казалось это невыносимым,
а когда снижалось до 4-8, мы снова чувствовали, что все встало на
круги своя.

Единственное, что отличало учения Паттабхи Джойса от других йогических
общин, которые пробивали себе путь на Запад, и что усложняло поиск
информации, было отсутствие литературы. Б.К.С. Айенгар написал "Прояснение
йоги", Парамаханса Йогананда — "Автобиографию Йога",
а Свами Вишнудевананда — "Полную иллюстрированную книгу йоги".
В нашей коллекции были только первые слова, произнесенные Паттабхи
Джойсом на английском языке, и его "строгие" руки, ставившие
нас в позы, которые бы мы сами даже и не осмелились попробовать.
Из-за его ограниченного знания английского все было сведено до простейших
уравнений — и, возможно, это как раз то, что и нужно рожденным в
западной цивилизации и погрязшим в чрезмерном философствовании.
Мула бандха была простым "Сожми свой анус!", инструкции
по дыханию — "Дыши свободно!", а на все вопросы по какому
бы ни было случаю — ответ один: "Продолжай практику, и всё
придёт". На своем родном языке каннада Паттабхи Джойс мог так
страстно пересказывать йогические, философские, мифологические тексты
и рассказывать истории святых и риши, что слезы выступали у него
на глазах. Но в общении на английском он испытывал огромный языковой
барьер.

Следовательно, обучение у Паттабхи Джойса становилось чем-то, сродни
поиску сокровищ. Если я прилагал усилия и исследовал то, о чем он
говорил, я мог открыть то, что он пытался передать. Если он упоминал
цитату из определенной книги, я считал, что это сигнал к тому, что
данную книгу нужно найти и прочесть. Поиск шлоки выливался, конечно,
уже в совсем другую историю. Тем не менее, за приложенные усилия
мы всегда получали то или иное вознаграждение. В действительности
же, в индийской традиции принято считать само собой разумеющимся
то, что ученик должен стараться, чтобы понять учителя, так как именно
в старании, а не в преподнесении знания на блюдечке, раскрывается
знание. В текстах по йоге говорится, что учитель может показать,
что и как делать, но ученик должен пополнять свой опыт самостоятельно
при помощи регулярной практики, которой должен быть предан.

До появления письменности все древние культуры, включая индийскую,
передавали историю в устном предании. В настоящее время для передачи
знания Индия всё ещё пользуется словесным искусством. Тонкие практики,
такие как аштангу йогу, невозможно освоить, опираясь только на книги;
здесь необходим учитель — тот, у кого есть практический опыт, тот,
кто служит бесценным звеном в словесной цепи. Нага Баба Бампури,
выходец из западной цивилизации, который живет в Индии с конца 1960-х
гг., сказал, что, когда вы странствуете по субконтиненту годами,
вам встречается много святых и садху, каждый из которых несет частицу
устного предания. Постепенно разные истории и знание соединяются
и формируют более полную картину. У знания нет единственного доверенного,
оно распределено таким образом, что в каждом из нас сосредоточена
его частица. Находясь в поиске и прислушиваясь к своим товарищам
по поиску, особенно к более опытным, мы можем расширять границы
нашего знания.

Будучи учениками Паттабхи Джойса, мы тоже являемся частью устного
предания. Посредством его инструкций и учений мы создаем связь в
цепи, элементом которой выступает Паттабхи Джойс. В 90-х гг., работая
над переводом "Йога Малы", книги Паттабхи Джйоса по аштанга
йоге, я заметил, что он не переставал рассказывать о том, — иногда
каждый день в течение нескольких дней подряд — какие ученики и на
сколько лет приезжали учиться в Индию. Позже я осознал, что он повторял
свой рассказ снова и снова, чтобы не дать ему уйти в забытье — чтобы
историю помнил он сам и мир вокруг.

После публикации "Йога Малы" важность сбора и сохранения
учений Паттабхи Джойса стала абсолютно очевидной. Кажется, что никто
другой не владеет этим знанием в большей мере. Следовательно, все
его рассказы и наставления бесконечно ценны, а для сохранности их
необходимо фиксировать. Когда я натолкнулся на интервью, которые
Гай Донахай собирал во время работы над своим документальным фильмом,
я услышал в них мудрость Паттабхи Джойса, передаваемую голосами
его учеников — уникальная и ободряющая запись, которая должна стать
доступной для растущего легиона учеников аштанга йоги. Благодаря
энтузиазму Гуруджи (до его смерти, в мае 2009 года), преданной любви
и поддержке его дочери Сарасвати, благодаря стараниям сына Манджу,
внука Шарата и внучки Шармилы, а также всех тех, кто принимал участие
в интервью, материалы, изначально собранные не для печати, легли
в основу книги.

В данной книге не освещены только двое из известных и значимых учеников
Гуруджи. Один из них — это Андре ван Лисбет, которого уже нет в
живых. Его в полной мере можно считать первым из представителей
Запада, кто обучался у Гуруджи. В 1964 году, во время своих поездок
в Индию, он провел два месяца у Гуруджи, а затем написал несколько
книг по йоге. В книге "Пранаяма", где он напечатал две
фотографии Гуруджи, в одном из заглавий он написал, что Гуруджи
живет в Лакшмипураме в Мастере. Это позволило многим ученикам йоги,
выказывающим особое рвение, начать поиски Гуруджи. Другая ученица,
которой нет в книге, это Мария Хелена Бастидос, руководящая бразильской
организацией йоги "Yogocen". Мария Хелена познакомилась
с Гуруджи в 1973 году и стала первой, кто вывез его заграницу, пригласив
на одну из многих своих конференций, посвященных йоге, в Сан Пауло,
с чего началось распространение учений Гуруджи за пределами Индии.
Мария Хелена продолжает проводить конференции в Бразилии и
Индии и является одним из серьезных исследователей индийских практик
и мысли. У нее не брали интервью для этой книги только из-за сложной
логистики.

Подобно словам странствующих в Индии садху, я верю, что каждое из
интервью, собранных в книге, воссоздаст часть продолжающейся истории
Паттабхи Джойса и его учения об аштанга йоге. Каждое интервью содержит
в себе жемчужину мудрости, новый подход к практике йоги, неведомый
взгляд на Паттабхи Джойса, которые расширяют границы нашего понимания
его гениальности.

В недавнем разговоре Манджу Джойс отметил, как важно для нас, практикующих
йогу, признать с благодарностью все то, что сделали для нас первопроходцы,
так как только вследствие их усилий мы так многого успели достичь
и так многому научиться. Данная книга дает нам шанс выразить признательность
таким "первооткрывателям". Манджу, действительно, постарался
сделать все возможное, чтобы убедиться, что мы не забыли ни одного
из ранних деятелей, и чтобы организовать интервью с самыми первыми
индийскими учениками Гуруджи. Однако, прежде всего, эта книга —
дань, посредством которой можно выразить бесконечную благодарность
Паттабхи Джойсу за его несравненный вклад, без стойкости, терпения,
верности и учений которого мы бы совсем ничего не знали об аштанга
йоге.

Эдди Стерн,
Нью-Йорк, ноябрь 2009.

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал. / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a

Вас может заинтересовать

(47) (3) (22) (15) (3) (8) (3) (5) (73) (17) (71) (4) (62) (31) (37) (3) (91) (21) (8) (1) (6) (16) (2) (1) (14) (1) (1) (31)