Ширшасана (стойка на голове) из книги Грегора Майеле “Аштанга Йога: Практика и Философия”

Мы продолжаем знакомить вас с книгой Грегора Майеле, которая готовится к выходу на русском языке в издательстве . В этот раз приводим отрывок из описания “царя асан” – Ширшасаны, или стойки на голове. О ней, а также о “царице асан”, или Сарвангасане, и других перевернутых позах в нашей Школе рассказывают на регулярном курсе “АВЙ-Перевернутые”.

При правильном выполнении Ширшасана представляет собой прекрасную позу для медитации. Откройте для себя тот факт, что ее удерживать даже проще, чем стоять на ногах! Мы позабыли, сколько усилий мы приложили к тому, чтобы научиться ходить. В Ширшасане центр тяжести гораздо ниже, чем когда мы стоим на ногах, и потому держать равновесии легче. Предплечья, локти, голова и ладони покрывают гораздо большую площадь, нежели стопы, что потенциально делает позу более устойчивой, чем стоя вертикально на ногах.

В средневековых текстах по Хатха Йоге много говорилось о способности стойки на голове и на плечах «покорять» смерть и обретать бессмертие. Считалось, что это происходит следующим образом: тонкая луна расположена в теле внутри головы, точно позади верхней части мягкого неба. Также здесь проходит конец сушумны, называемый брахма-рандхра, врата Брахмана. Анатомически это место близко к соединению черепа и позвоночника. Говорят, что из этой «луны» охлаждающий нектар бессмертия, называемый амрита (мрита = смерть, а-мрита = бессмертность), просачивается вниз. Этот нектар также употребляется в других техниках, типа Набхо и Кечари Мудры.

Тонкое «солнце» в теле расположено в желудке, где находится желудочный огонь (агни). Нектар бессмертия, источаемый луной, стекает вниз на солнце, где и поглощается желудочным огнем. Когда, в конце концов, нектар полностью исчерпывается, смерть неминуема. Если тело перевернуто в пространстве, тогда солнце расположено над луной. Сила тяжести теперь препятствует истечению амриты, и поэтому она может быть подвергнута обратному всасыванию. Считалось, что результатом будет бессмертие или удлинение срока жизни. Однако увлеченность физическим бессмертием явно недавнее событие в истории йоги. Мирче Элиаде показал, что оно набрало силу после 1000 года н.э. В подлинной традиции йоги бессмертие обреталось через осознание того, что само является бессмертным: пуруши (сознания).

Отождествление с телом зовется эгоизмом. Тело – олицетворение наших прошлых переживаний, включая наши страдания, желания и ограничения. Почему мы все время пытаемся держаться за прутья нашей тюремной камеры, когда можем быть свободны? Почему мы должны тащить огромную наковальню на своих плечах, когда можем расправить свои крылья и лететь? Тело – это заявление, что «я отделен от глубинной реальности (Брахмана)», как это в полной мере продемонстрировал Шанкара. Согласно Самкхья Карике: «Как гончарный круг продолжает свое движение после того, как гончар перестал прилагать усилия, так и тело завершит свой естественный ход. Затем после обретения истинного знания больше не произойдет физического проявления. Происходит отказ от тела, когда мы входим в океан бесконечного сознания. Это йогическое бессмертие. Именно так древней йоге учили Упанишады и великие мастера, такие как Капила, Патанджали, Вьяса и Шанкара. Средневековые попытки отыскать свободу через то, что как раз нас и связывает, представляют собой проявления Кали Юги.

Ширшасана – очень полезная поза для очищения крови, сердца и легких. Она также помогает развить осознание центра тела, что полезно для всех остальных поз. Постепенно увеличивайте время нахождения в Ширшасане, начиная с вполне достаточных двадцати пяти дыханий. После более длительной и интенсивной практики рекомендуется проводить в Ширшасане больше времени.

После выполнения Ширшасаны в Баласане (позе ребенка) мы смиренно простираемся и все отпускаем. Баласана облегчает смену давления в голове после Ширшасаны. В зависимости от продолжительности стойки на голове мы можем пребывать в Баласане от десяти дыханий до двух минут. К. Паттабхи Джойс подчеркивает, что если не держать какое-то время голову на полу для смены давления, это может причинить вред мозгу и нервной системе.

Грегор Майеле
Перевод: Дмитрий Барышников

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал.Ширшасана (стойка на голове) из книги Грегора Майеле “Аштанга Йога: Практика и Философия” / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a
(35) (3) (19) (12) (7) (4) (51) (13) (58) (2) (37) (25) (21) (3) (68) (15) (1) (5) (15) (2) (9) (31)