Имеются некоторые разногласия по поводу идеи «традиционной» аштанги.
На стороне традиционалистов выступают учителя и практикующие, которые следуют практике так, как ей обучают в Мастере, Индия. Мы практикуем 6 дней в неделю, с днями отдыха по субботам и новолуниям и полнолуниям. Практика выполняется в Мастер-стиле в группе. Мы продвигаемся в позах одна за другой в одной из 6 серий. Такое отношение кажется достаточно незамысловатым, но на деле все усложняется. Некоторые мелкие нюансы обучения за последние 50 лет поменялись. Часть поз была добавлена или исключена, некоторые позы имеют отличающиеся входы и выходы, а некоторые удерживаются дольше или короче. Так что преподаватель, который ездил в Мастер в 1980 может обучать аштанге так, как обучали в то время, и называть это «традиционным», в то время как кто-то, съездив в Мастер в прошлом году, тоже может называть свою практику традиционной. В их практиках будет видно множество различий. Кто же прав?
С моего первого визита в Индию 9 лет назад практика изменилась весьма незначительно. Позы и счет виньяс, как им обучают сейчас, почти точно такие же, какими их обучали меня в мой первый приезд. Однако произошло несколько небольших изменений. Таким образом, каждый год по возвращению в Мастер я внимательно слушаю Шарата, когда он ведет нам лед-класс и читает лекции на еженедельной конференции. Всякий раз, когда я замечаю изменение, я включаю его в свое преподавание. Это означает, что когда я возвращаюсь назад в Торонто в родную школу, я обучаю всех своих студентов новой версии. В большинстве своем изменения являются не новой информацией, а скорее разъяснениями или уточнениями, более четким взглядом на уже существующие детали.
В свой последний визит в Мастер я услышал нечто новое. Это произошло на еженедельной конференции с Шаратом. Говоря о дыхании во время практики кто-то упомянул «дыхание уджджайи». Шарат поправил его, сказав, что уджджайи – это пранаяма, конкретное дыхательное упражнение, и затем перешел к следующей теме.
Сперва я подумал, что не так понял слова Шарата. Я всегда считал дыхание уджджайи одним из ключевых принципов аштанга йоги. Сбитый с толку, я обратился к первоисточнику, «Йога Мале» Шри К.Паттабхи Джойса, чтобы взглянуть на то, что он написал больше 50 лет тому назад. К моему удивлению там не оказалось упоминания дыхания уджджайи с виньясой. Ни одного.
Месяц спустя я снова увиделся с Шаратом. Мне представилась возможность спросить его, выполняем ли мы дыхание уджджайи во время нашей практики асан. Он ответил – нет, объяснив, что дыхание уджджайи является одной из техник пранаямы аштанга йоги. В аштанге к пранаяме приступают лишь тогда, когда практикующий начал Продвинутые Серии. Во время нашей практики асан мы просто выполняем спокойные и ровные пураки и речаки, вдохи и выдохи.
Нам было бы проще полагать традицию чем-то непоколебимым; что практика аштанга виньяса йоги (прим.пер. – Шарат услышав как кто-то при обращении упомянул «аштанга виньяса йога» поправил, сказав, что нет такой, а есть только «аштанга йога», так как виньяса есть только в третьей ветви восьмеричной йоги, асане, но в остальных ветвях виньясы нет) остается неизменной с самого своего возникновения. Но таких традиций просто нет; ничто не остается прежним. Греческий философ Гераклит писал: «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды». Я так же смотрю и на учение. Традиция не застыла. В разные моменты времени ее обучали с той или иной виньясой, тем или иным счетом, но это всегда исходит из одного и того же источника. Я просто не сумел бы следовать традиции, не слушая своего учителя. Река постоянно меняется, но ее исток всегда прежний.
Дэвид Робсон
Перевод: Дмитрий Барышников