САРАСВАТИ РАНГАСВАМИ — ИНТЕРВЬЮ С ДОЧЕРЬЮ ГУРУДЖИ


САРАСВАТИ РАНГАСВАМИ — ИНТЕРВЬЮ С ДОЧЕРЬЮ ГУРУДЖИ

Мастер, 2 сентября 2008г

Когда мы были в Мастере в Индии в августе 2007 года нам представилась
прекрасная возможность провести интервью с Сарасвати Рангасвами
— дочерью Гуру Аштанга Йоги, Шри К. Паттабхи Джойса. Сарасвати практикует
и преподает Аштанга Йогу уже много лет вместе со своим отцом и сыном,
Шаратом Рангасвами. Она проводит занятия в йогашале Паттабхи Джойса
в Гокуламе шесть дней в неделю в комнате, которая вмещает около
70 учеников одновременно. В то же время на ней еще лежат обязанности
по дому ее отца. Каждый год сотни занимающихся йогой отправляются
в Институт Исследования Аштанга Йоги, чтобы практиковать в присутствии
своего Гуру и его семьи.

Сарасвати произвела небольшую йога-революцию в Мастере, когда она
стала там первой женщиной учителем йоги, обучавшей и мужчин, и женщин
вместе. Она подвергалась критике местными жителями за нарушение
индийской традиции разделения мужчин и женщин. Также она стала первым
студентом женщиной начавшей обучаться в Санскритском Колледже Санскрита,
где она изучала Санскрит и йогу. В тени семьи, где доминируют мужчины,
выделяется миниатюрная, но сильная женщина, с огоньком в глазах,
полная знания, сострадания и юмора. Беспристрастно и твердо она
передает знание традиции следующему поколению практиков и преподавателей
Аштанга Йоги. Сарасвати идет ровной походкой по следам своего отца,
полная решимости продолжать делиться своей страстью к йоге из Индии
со всем остальном миром.

Лиза: Вы росли с Гуруджи в качестве отца — можете ли вы рассказать
нам что-нибудь о том, каково это было расти в йогической семье?

Сарасвати: Да, мое воспитание было очень хорошим. Семья была
очень бедной, но очень любящей. Я стала практиковать йогу, когда
мне было пять лет, но в том возрасте все это было просто как веселье.
Мой отец помогал мне делать стойки а руках и прогибы — я играла
с асанами. Так же как сейчас делает моя внучка Шраддха. Я начала
регулярно выполнять асаны, когда мне исполнилось десять, и продолжала
практиковать до 22. После этого я практиковала с меньшей регулярностью.
Но в совокупности я практиковала интенсивно, может быть, 16 или
17 лет. Когда моя мать заболела, я взяла на себя заботу о ней, и
мне пришлось за многим следить по дому. Когда моя мать умерла, я
стала отвечать за хозяйство в доме моего отца.

Л: Сколько вам сейчас лет?

С: Мне 65.

Л: Когда вы начали обучать йоге?

С: Я начала обучать 35 лет назад. До того, как я вышла замуж,
я ассистировала Гуруджи, а затем я вышла замуж в возрасте 26 лет,
и вместе с мужем переехала в его дом недалеко от Калькутты. Я забеременела
и родила двоих детей, и была очень занята заботой о них и о семье
моего мужа, но когда я переехала обратно в Мастер, я стала снова
ассистировать Гуруджи.

Л: Когда вы начали вести свои собственные занятия?

С: Я стала вести мои собственные занятия, когда моему сыну,
Шарату исполнилось 4 года (1975).

Л: Из того, что я поняла, вы были первой женщиной учителем
йоги в Мастере, которая начала обучать мужчин и женщин вместе. Не
можете ли вы рассказать о том, как это случилось?

С: Я начала обучать мужчин и женщин вместе более десяти
лет назад. До этого я учила только женщин. Традиционно в Индии мужчины
и женщины практикуют раздельно — пусть даже сейчас все это стало
понемногу меняться. Многие люди спрашивали меня, не могу ли я начать
учить и мужчин тоже, так что я подумала "почему бы нет?"
Учителя-мужчины обучали мужчин и женщин вместе уже давным-давно,
так почему же мне, как женщине, так не сделать?

Л: Одобрял ли это Гуруджи по началу?

С: Да… или нет, нет, не с начала. Я думаю, и Гуруджи и Шарат
были не очень довольны этим по началу. Они считали, что мальчики
и мужчины, которые придут на мои занятия будут несколько смущены,
так как я женщина. Но я была полна решимости; я хотела это сделать.
И сделала! Решение принималось целиком мною.



Л: Вы работаете помногу часов каждый день. Можете ли вы описать
свой обычный день?

С: Каждое утро я встаю между 3.30 и 4. Я ассистирую Гуруджи
с 5 утра, и затем провожу свое собственное занятие до 10.30. Позже
я снова обучаю с 16 до 18. В течение дня я отдыхаю от силы полчаса,
не больше, потому что нужно столько всего сделать, и телефон звонит
не переставая. Также есть много работы в семье. После 18 я люблю
не делать ничего! Я немного смотрю телевизор и ужинаю. К 22.30 я
уже стараюсь лечь.

Л: Верите ли вы, что практика асана очень разная или должна
быть таковой для мужчин и женщин?

С: Нет, не особо, но мы отличаемся физически. У женщин каждый
месяц происходят месячные и они способны забеременеть и родить.
Есть некоторые асаны, которые не слишком подходят для женщин, но
не слишком много. Важно иметь регулярную практику, но, кроме того,
отдыхать. Особенно для женщин, которые часто весь день работают,
а затем берутся за домашние обязанности в семье. Мужчины могут чаще
сконцентрироваться на своей работе и затем отдохнуть. Я считаю,
что для большинства женщин, которые много работают, а затем занимаются
по дому в семье, достаточно выполнять Начальную Последовательность.
После регулярной и продолжительной практики они способны также делать
и Среднюю Последовательность. Некоторые женщины могут выполнять
и Продвинутые Последовательности, но я не вижу в этом необходимости.
Первая Серия делает нас укорененными и сильными!

Л: Почему женщинам не следует практиковать Аштанга Йогу
в течение первых трех дней месячных?

С: Некоторым женщинам очень сложно практиковать во время
этих дней из-за боли или из-за обильных кровотечений. Большинство
женщин много работают, и им требуется отдых и расслабление в течение
трех дней каждого месяца — это очень важно! Для тела нехорошо в
эти дни выполнять тяжелую практику, когда происходят самые сильные
кровотечения, и во время месячных женщины не должны делать Саламба
Сарвангасану или Ширшасану. Здесь, в Индии согласно брахманской
традиции женщина отдыхает в эти дни, она не готовит и даже не заглядывает
на кухню. Другие женщины готовят для нее, а она ест и много спит!

Л: Что по вашему мнению стоит в первую очередь принимать
во внимание женщинам, практикующим Аштанга Йогу?

С: Следует давать телу отдых в первые три дня месячных,
чтобы не нарушать менструальный цикл. У некоторых женщин, которые
в эти дни не отдыхают от практики, месячные могу исчезнуть или стать
нерегулярными, и это может осложнить возможность забеременеть. Органы
в теле очищаются через асаны и это очень хорошо, но не во время
этих дней. Также важно правильно питаться. Многие женщины говорят,
что они не хотят есть молочные продукты, но женщинам, практикующим
йогу, требуется молоко и гхи дважды в день. Особенно важен гхи,
так как он охлаждает тело. В практике йоги тело становится очень
горячим и происходит обильное потоотделение. Хотя, слишком много
есть гхи тоже нехорошо, и оно должно быть очищенным и хорошего качества.
Одна чайная ложка утром и вечером достаточна. Если вы едите чистый
гхи, вам не нужно беспокоиться о накоплении излишнего холестерина.
Мой отец очень любит гхи, и он ел его, может быть, немного чересчур
в своей пище — надо было ему сказать, ха ха ха! После рождения ребенка
женщине тоже следует есть гхи и пить молоко, чтобы восстановиться.

Л: А почему женщинам следует воздержаться от выполнения
асан во время первых трех месяцев беременности?

С: Все женщины разные и в начале беременности реагируют
по-разному. Некоторые очень устают и ощущают тошноту и головокружение,
другие чувствуют себя хорошо. Лучше всего не выполнять практику
в течение трех первых месяцев, чтобы увидеть, как продвигается беременность.
Даже если вы чувствуете себя сильной и здоровой, хорошо дать телу
отдых, так как в это время в теле изменяется очень многое. Некоторым,
однако, может потребоваться некоторая "сила воли", чтобы
сбавить темп.

Л: Некоторым западным женщинам очень трудно отказаться от
практики на три месяца. Что бы вы хотели им сказать?

С: Сила воли! Они должны использовать свою силу воли и все
равно отдохнуть! С решительным умом вы ничего не потеряете лишь
от того, что не поделаете асаны три месяца. Йога — гораздо больше,
чем просто асаны.

Л: Как вы считаете, стоит ли беременным практиковать после
первых трех месяцев?

С: После первых трех месяцев очень хорошо практиковать Аштанга
Йогу, но беременным не следует выполнять все асаны. Они не должны
делать скрутки, типа Маричасаны B, D, и не делать Курмасану и Супта
Курмасану. Очень хорошими асанами являются Баддха Конасана и Упавишта
Конасана, также подходят и прогибы. Если практиковать в остальное
время беременности, тогда женщина становится сильнее, и роды проходят
легче. Я высоко ценю западных женщин, практикующих йогу, потому
что они хотят практиковать и стать сильными! Индийские дамы настолько
боятся, что что-нибудь с беременностью пойдет не так, что не делают
ничего. Они не работают и проводят большую часть времени в постели,
что не полезно для беременного тела. Возможно, индийские дамы немного
ленивы, а ты не можешь быть ленивым, если желаешь практиковать йогу,
ха-ха! Don’t be lazy! Я повстречала множество беременных, когда
путешествовала с Гуруджи, чтобы обучать на Западе. Многие из них
приходили на практику, хотя были на конце срока своей беременности.
Это очень хорошо, так как вам нужно быть сильной и гибкой в теле,
чтобы дать рождение. Дыхание очень важно, как для самой беременной
женщины, так и для ребенка, который получает больше кислорода. У
меня было множество занимающихся, которые практиковали до самых
родов, и они говорили, что им кажется, что роды прошли легче благодаря
практике йоги.

Много лет назад у меня на занятии была дама из Канады, которая
прекратила практиковать за день до начала родов. Когда пришло время
отправляться в больницу, ко мне пришел ее муж, и мы доставили ее
туда. Врач, заботившийся о ней, расстроился, когда услышал, что
она практиковала в течение всей беременности, и он спросил, какой
учитель одобрил такое. "Она стоит прямо за дверью, так что
можете прямо с ней и поговорить" — ответила канадка. Мне пришлось
объяснять врачу, что йога очень полезна для беременных женщин, и
роды прошли замечательно! Беременной женщине следует думать о том,
чтобы двигать свое тело и побольше есть — но не все подряд! Ей следует
избегать папайи и не есть слишком много манго. Эти фрукты разогревают
тело, а когда вы беременны, вам не следует становится слишком горячей.

Л: А что насчет поз, типа Саламба Сарвангасана и Ширшасана?
Полезно ли их делать, если ты беременная?

С: Да, без проблем!

Л: А вы практиковали их во время беременности?

С: Да, да.

Л: Если к вам обучаться приходит беременная женщина, которая
никогда до этого не практиковала йогу, как вы ее учите?

С: Очень медленно и постепенно. Она может начать с нескольких
поз — Сурья Намаскар и первые стоячие позы. Ей можно делать Пашчимоттанасану
с разведенными стопами, чтобы оставить пространство для живота.
Баддха Конасана и Упавишта Конасана очень хорошие и важные асаны
для беременных.

Л: Когда после родов хорошо снова приступать к практике
йоги?

С: Примерно через три месяца она может снова начать. В Индии
первые три месяца после родов женщина проводит много времени в постели
и каждый день принимает масляную ванну. Ребенку тоже следует принимать
масляную ванну и делать масляный массаж каждый день в течение трех-четырех
месяцев. Лучше всего использовать касторовое масло и для ребенка,
и для матери.

Л: Каково для вас было стать матерью, а затем и бабушкой?

С: Ха-ха-ха! Стать матерью означает большую ответственность!
Мой муж много работал и частенько его не было дома. Иногда приходилось
нелегко растить детей совсем одной, но было и много радости тоже!
Завести детей и стать матерью — очень хорошая йога, ум становится
очень сильным. А статус бабушки очень меня радует. Я очень привязана
к моему первому внуку, первому ребенку моей дочери — но все мои
внуки очень меня радуют и приносят много счастья в мою жизнь.

Л: Как вы думаете, почему Аштанга Йога стала столь популярна
среди западных женщин?

С: Я думаю, все дело в том, что Аштанга Йога — корректный
метод, с виньясой и контрпозами, и потому что она принадлежит к
старой традиции. Например, вам всегда следует делать Упавишта Конасану
после Баддха Конасаны. А никак не наоборот. Многие люди обучают
асанам йоги без виньясы и они делают асаны без системы. Это не корректная
йога. Множество занимающихся, которые начинают практиковать Аштанга
Йогу, говорят, что их жизнь меняется в очень положительную сторону,
и я думаю, что в этом и заключается основная причина ее популярности.

Л: Какой совет вы, как самый опытный в мире женщина-преподаватель
Аштанга Йоги, вы считаете мог бы быть лучшим для всех западных женщин,
которые практикуют этот метод?

С: Практикуйте регулярно и учитесь корректному методу от
знающего учителя. Обучать важно и это часть йоги, но это ко всему
прочему очень сложно, и многие занимающиеся начинают преподавать
слишком рано. Не спешите. Недостаточно практиковать этот метод три
месяца, и затем приступать к его преподаванию — тогда это станет
системой делания денег. Это не самый хороший способ обучения. Сперва
вам следует научиться корректно практиковать, а уже тогда вы сможете
научиться, как преподавать.

Вам нужно научиться тому, как преподавать у опытного учителя. Мой
отец показал мне, как править асаны. Поначалу я только наблюдала
за ним, а затем понемногу начала править по одной асане за раз.
Иногда я совершала ошибки, и после мне приходилось пробовать снова,
пока я не стала чувствовать себя увереннее. Никто не совершенен,
ха-ха-ха! Вы учитесь шаг за шагом, по одной вещи за раз. Обучать
гораздо сложнее, чем практиковать. Что еще очень важно, так это
обучаться одному методу у одного учителя, а не обучаться множеству
методов одновременно у множества разных учителей. Это будет сбивать
с толку. Пробуйте, пока не отыщите метод и учителя, который вам
понравиться, и останьтесь с ним. Если вам нравится Б.К.С. Айенгар,
тогда практикуйте его метод. Если вы пожелаете изучать Аштанга Йогу,
идите к Паттабхи Джойсу и т.д. Выберите один метод и одного Гуру.
Это мой самый лучший совет.

Л: А вы все еще практикуете асаны?

С: Я больше не практикую асаны регулярно, но, конечно, я
практикую время от времени. Три года назад я сломала лодыжку и с
тех пор мне трудно делать асаны. На данный момент для самое важное
— быть с моей семьей, особенно с моим отцом, так как он заболел.

В последние три месяца я заботилась обо всем здесь в доме. Гуруджи
сейчас снова набирается сил, но ему все еще нужно много помогать
с его ежедневными делами, все-таки ему 92 года! Мне по-настоящему
нравиться заботиться о своем отце, и я делаю это с любовью. Когда
он был здоров и силен, он был тем, кто заботился о семье, а теперь
пришла пора мне позаботиться о нем. Забота о семье была моей лучшей
практикой йоги, а обучение и правка в том объеме, что я делаю сегодня,
являются большой частью моей собственной практики асан.

Л: Итак, в итоге, Сарасвати, чем для вас является йога?

С: Ум, сильный ум. Что бы ни случилось в жизни, это не важно.
То, что я благодаря йоге обрела сильный ум и сильное тело, очень
помогло мне в жизни. Теперь, когда мне 65 лет, моя спина прямая,
а мое тело сильное и здоровое. Я очень сильная, ха-ха-ха! И я принимаю
все, что приходит ко мне в жизни, и хорошее, и плохое. Йога — это
также сила воли. Мой отец настолько классный, он знает так много,
и он прочитал столько книг. Он обладает очень сильной волей и мощным
умом. Я не читала так много книг. Знание, которым я обладаю, я получила
вместе с опытом с годами, и хотя я обучаю уже 35 лет, все равно
я хочу еще так многому научиться. Йогу всегда можно изучать все
больше и больше…

Л: Огромное спасибо, Сарасвати.

С: Да, да, и вам большое спасибо.

Лиза Лалер & Билл Брунделл

©Ashtanga.su and Ashtanga Yoga School Moscow, 2013. Несанкционированное использование и/или копирование этого материала без согласия и письменного разрешения от автора и/или владельца этого сайта строго запрещено. Цитаты и ссылки могут использоваться при условии, что полное и четкое признание авторства будет за Ashtanga.su с соответствующим и определенным направлением на исходный материал. / Школа Аштанга Йоги в Москве by bdproffy is licensed under a

Вас может заинтересовать

(47) (3) (22) (15) (3) (8) (3) (5) (73) (17) (71) (4) (62) (31) (37) (3) (91) (21) (8) (1) (6) (16) (2) (1) (14) (1) (1) (31)