Кришнамачарья называл 3 неотъемлемых качества учителя йоги.
Являясь источником большой части современной йоги и учителем таких светил, как Б.К.С. Айенгар и Шри К.Паттабхи Джойс, этот человек явно представлял, каково это — обладать всей глубиной мудрости, которую воплощает в себе йога. Безусловно, есть одно первостепенное качество, чтобы быть учителем йоги – просветление – но вместо такого абсолютного духовного опыта Кришнамачарья предлагает три других качества для тех, кто претендует на звание учителя.
Первое, иметь связь с линией преемственности учителей.
Это указывает на то, где студент бывал, кто курировал его обучение и несет ответственность за его знания. Важнейшими их всех в йоге являются отношения между учителем и учеником.
Мы все слышали понятие «гуру». Тогда как его толкование исказилось и, возможно, размылось в среде обывателей, первоначальное значение гуру было весьма простым – тот, кто помог удалить тьму, чтобы показать свет.
Йоги – это искатели некоей Высшей Истины, и величайшим препятствием к этому служит наше собственное неведение (авидья) и эго (асмита). Гуру – тот, кто персонально и откровенно помогает нам осознать наши же блоки и установки через наставления и испытания для их преодоления. Это трудный и порой бесславный процесс.
Учитель – тот, кто бесстрашно указывает на наши заблуждения и сбивает спесь, когда мы думаем, что все уже изучили и у нас в руках все ответы. В противоположность западному мышлению, йога дорожит связью и почтением к тем, кто стоит выше нас, а также предполагает, что нам не нужно проходить путь в одиночестве или заново изобретать колесо.
Если наши учителя были мастерами, значит, мы можем подражать их деяниям с какой-то степенью успеха. Это снимает груз по «повторному изобретению колеса» и позволяет нам практиковать наше учение так, как это уже было успешно проделано.
Учитель йоги может довести нас лишь туда, куда дошел сам, и с учетом этого, нам благоразумно выбирать учителей, которые обрели некоторую степень счастья и свободы внутри себя, так как в таком случае они могут показать нам, как туда попасть.
Второе качество для учителей йоги – поддерживать ежедневную практику.
Когда гуру показал путь, жизненно необходимо, чтобы мы реально перенесли этот метод на практику для проверки его достоверности и силы. В традиции йоги говорится, что есть три способа познать что-либо: через обучение, через умозаключение и через личный опыт. Ценнейшим способом познания чего-либо в йоге является личный опыт. Самый продвинутый учитель может быть способен дать нам ключ к счастью, но пока мы не вставим этот ключ в замок и не повернем, сами ничего не поймем.
Будучи учителем, наша ежедневная практика – это то, как мы даем йоге, которую мы изучили и любим, реально делать свое дело. Чтобы она сработала на нас, нужно время. И время – ключевой фактор. В своей книге «Outliers» Malcom Gladwell раскрывает 10-летнее или 10000-часовое правило успеха. Gladwell заявляет, что мастерство в любой области требует громадных свершений – 10 лет, или 10000 часов.
Хатха Йога Прадипика тоже высказывает мысль о том, что для достижения мастерства в практике асан требуется 12 лет каждодневной практики. Йога сутра утверждает, что мастерство приходит с постоянной практикой через длительное время. Просто йоге нужно время сделать свое дело, чтобы переписать заново наш внутренний сценарий и модель так, что стандартные привычки, реакции и паттерны станут подобными поведению йогина – того, кто пребывает в совершенном покое.
Дабы ввести в действие наши 10000 часов, нам нужно прилежно работать над нашей собственной практикой и позволить йоге жить в нас. Когда так происходит, учитель может наставлять не просто чему-то услышанному от кого-то, а учить тому, что познал сам в полном смысле слова.
И, наконец, последнее качество учителя в том, что мы по-настоящему любим людей.
Нам ведь работать с ними, ведь так? Поэтому разумно, что мы с легкостью работаем и общаемся с разными людьми. Самым важным в симпатии к другим является умение создавать участливые и сочувственные взаимоотношения.
На этой финальной стадии остается мало места для эго, так как задача учителя смотреть на студентов, как на уже целостных и совершенных, в отличие от тех, кому требуется «наладка». Это уникальный ракурс, и, когда учитель видит, на что способен студент, тогда студент видит возможность воспользоваться предоставленным шансом.
Как сказал бы Дейл Карнеги:
«Имея дело с людьми, помните, что вы имеете дело не с существами логики, а с существами эмоций».
Если мы способны вдохновлять и стимулировать студентов двигаться (безопасно) за их ограничения, значит мы сможем сделать то, что наши учителя в свое время сделали для нас, и таким образом мы передадим волшебную мудрость Кришнамачарьи. Когда мы познакомились с великими учителями и приняли во внимание их наставления, тогда мы способны передать эту мудрость другим.